Сене – безродному коту с темным прошлым – повезло в жизни. Его, уже взрослого, с оборванным ухом, больного, приютила волонтер, помогавшая местному сургутскому приюту с передержкой. Сил в кота, не желавшего лечиться, не доверявшего людям, было вложено много, поэтому, решившись на переезд в другой город, волонтер забрала кота с собой.
Сейчас, когда звонят в дверь, Арсений – на сегодня лучший домашний кот России и континента Азия, пятый в мире по результатам всемирного рейтинга системы WCF (World Cat Federation), закрывший в этом году максимально высокий титул платинового компаньона в системе МФА (Международной фелинологической ассоциации) – несется к двери своей тюменской квартиры, чтобы самому встретить входящих. Арсению девять лет. Восемь из них он планомерно покоряет ринги по всей России, тесня и прямых конкурентов, и породистых котов на фан-шоу, завоевывая сердца судей и радуя хозяйку. Сеня – пример того, как может расцвести живое существо, окруженное заботой и лаской.
История Сени
«Моя мама, говоря про Сеню, всегда шутит: не родись красивым, а родись счастливым», – улыбается Юлия Шиханова, хозяйка кота, заводчик сибирских кошек, не так давно обосновавшаяся в Тюмени. Рассказывая о наградах своего домашнего питомца, она показывает розетки и кубки, вытаскивает на свет объемистую папку с дипломами в умилительных наклейках, сердечках и надписях «Красавчик!» и «Супер-сладкий», наглядно свидетельствующих, что даже строгие судьи безоружны перед обаянием котиков.
Победа в рейтинге по версии WCF, одной из крупнейших фелинологических систем – недавняя, июньская. В мире у Сени осталось четыре конкурента. По словам хозяйки, уже были мысли о том, чтобы закончить карьеру. Но тогда переубедила эксперт: «Вам еще нельзя уходить. Это же идеальный выставленец! Другим у него еще поучиться, как вести себя на столе у судьи!» Сеня слушал все это, аккуратно усевшись столбиком и обложившись хвостом, словно подтверждая: да, он выставленец, и нет, ему нельзя уходить, рассказывает хозяйка.
На свою первую выставку он попал еще в Сургуте, в 2011 году. В приюте, в котором тогда еще числился кот, было взято за правило привозить на кошачьи выставки до пяти подопечных — и в целях пропаганды класса домашних котов, в которых те могут достигнуть определенных успехов, и в целях поисках будущих владельцев и повышения лояльности к тем, кто не может пока похвастаться любящими хозяевами.
«Он еще был у меня на передержке. Мы сходили на эту выставку, и он выиграл! Причем у кота примерно такого же окраса, до этого побеждавшего во всех подобных выставках», – говорит Юлия.
Появился азарт. В первый год участия в выставках для победы в рейтинге Международной фелинологической ассоциации (клуб российской системы МФА, одной из нескольких действующих фелинологических систем, был в Сургуте, откуда Арсений начал свою карьеру) коту не хватало только 30 баллов. До закрытия рейтинга оставалось несколько недель. А в Коломне как раз должна была начаться выставка. Хозяйка взяла отпуск и рванула с Сеней из Нового Уренгоя в Коломну. «Там люди, конечно, очумели, что из Уренгоя к ним приехал домашний кот, – вспоминает Юлия. – Конечно, он там выиграл все. Нам начислили баллы. Мы тогда первый раз выиграли российский рейтинг МФА».
Первоначальная Юлина задумка, состоявшая как раз в том, чтобы показать, каких успехов может добиться обычный кот, взятый из приюта, начала воплощаться в жизнь.
«Я тут как-то села считать Сенины дипломы. Вот так если навскидку попытаться вспомнить: мы не проиграли ни одной выставки, – говорит хозяйка. – Понятно, что если выставка длится два дня, в первый может выиграть Сеня, во второй – кто-то другой, но хотя бы один день выставки выигрываем. Не было такого, чтобы мы оставались без побед».
По прошествии многих лет успешной выставочной карьеры Сеня стал настоящим профессионалом. «Как я говорю, выставочный опыт не пропьешь, – смеется хозяйка. – На выставке Сеня спокойно спит в своей палатке. Если достаешь его оттуда, значит надо идти работать. Он четко знает, что на столе у эксперта надо помурлыкать, повыпендриваться, пободаться, ручку пооблизывать, поиграть с махалкой. Сеню посадили обратно в палатку – Сеня дальше спит. И так до следующей экспертизы».
Но, кажется, хозяйке самой до сих пор трудно поверить, что это тот же самый кот, который несколько лет назад вообще не давался в руки.
Он появился в ее доме худой, страшный, с тусклой шерстью, на которой только со временем проявился природный рисунок, и с очень большими проблемами по здоровью. У кота был отит, ушной клещ, грыжа. Кот был дикий, чтобы почистить уши и закапать лекарство, его приходилось заворачивать в ватное одеяло. Но время шло, люди прощали своему проблемному питомцу его выходки, и постепенно отношение кота к людям менялось. И когда он пришел спать к хозяйке на подушку, та поняла, что все, он свой. «Я даже не представляла, что животное может так измениться», – говорит она.
Из прошлой жизни у кота осталась завидная способность переваривать любую пищу, хоть гвозди, некоторая обособленность – есть Сеня и есть все остальные кошки в этом доме, и отсутствие всякого интереса к играм. Игрушки, которые порой все-таки попадают в его поле зрения, он «убивает».
Эксперты Сеню любят. За много лет участия в выставках его стали узнавать. Сеня умеет играть на публику. Хозяйка любя зовет его «выпендрежником». Кот позирует и добивается результата.
«Нет, научить такому невозможно, – уверена Юлия. – Видимо, он сам по себе такой, просто в начале жизни ему не повезло. Уличный котенок, подвальный, подъездный, не знаю. Он выживал. Я знаю только то, что однажды его подобрали и принесли в приют, где я была волонтером».
Кстати, планы по завоеванию мира у Сени еще остались. «Надо хоть раз вывезти кота за границу. Хотя это не так легко сделать. Расстояния огромные», – говорит хозяйка.
Кошачья карьера
О том, что есть выставки породистых кошек, знают многие, а о том, что можно выставлять и домашних животных, – далеко не все. «В Сургуте мы активно об этом рассказывали, пропагандировали участие домусов в выставках, для части которых, таких как приютские коты, участие в выставках было бесплатным. Это движение широко освещалось в прессе, в соцсетях. Поэтому там об этом знают гораздо больше, чем в Тюмени, в Омске, и так далее, – делится Юлия. – Здесь, когда Сеня лежит в палатке, периодически подходят люди и спрашивают: «А это что за порода?» И даже в Екатеринбурге, где много животных, в недавней выставке принимали участие около 350 кошек, а на соревнования домусов вышли, по-моему, всего четыре кота».
Заводчик отмечает, что такое отношение к выставкам, вполне возможно, зависит и от цены участия. Кроме того, сумма для породистых кошек и домашних одна и та же. Но одним это нужно для работы, а другим — в качестве хобби, для общения с единомышленниками, выражения любви к своему любимцу, и так далее.
Поэтому эксперты так удивляются, когда видят домашних котов, приехавших на выставку издалека. «Я знаю, что многие не понимают нас. Понятно, когда люди ездят с породистыми кошками. Победы на выставках повышают статус питомника, чем выше титул, достижения и все прочее, тем дороже котята. А когда приезжаешь с домусом, реально люди удивляются», – говорит Юлия.
Она уверена, что если есть интерес, то на выставки просто надо начать ходить. «К тому же выставки — это не только победы, – добавляет хозяйка. – С Сеней мы ходим в том числе потому, что у нас там друзья. Выставки – это общение, общие интересы, что-то новое. Общие радости».
По ее словам, встречается и негативное отношение к участию домусов в общих шоу, которых в последнее время становится больше, в том числе чтобы повысить ценность домашнего любимца. Обиженные заводчики даже говорят: «У нас породистый кот, а фан-шоу выиграл какой-то домашний!»
К слову, Сеня выигрывал шоу «Все коты» уже трижды, и вот там у него была очень большая конкуренция.
Источник http://www.vsluh.ru/news/society/342394